28 апреля 2017 г.

«Каменный ангел» (отзыв на книгу Маргарет Лоренс)

Мы не думаем о старости и смерти.
А надо ли вообще о них думать?
Когда мы молоды, красивы и полны энергии наша будущая старость — это что-то далёкое и маловероятное.
Но вот вдруг умерла старая бабушка, которая перед этим долго болела. Позже — всё чаще станут уходить родственники туда, откуда никто не возвращается. И поневоле начинаешь задумываться и о своей будущей старости.
Ведь что такое старость? Это, прежде всего, бесконечные проблемы со здоровьем. Так называемые возрастные болезни, которые медленно, но верно отравляют радости жизни.
Лишний вес на боках (и других частях тела), который в молодости выглядел всего лишь пикантно, с возрастом вызывает одышку даже при лёгкой ходьбе и быструю утомляемость после самой простой физической работы.
Или вдруг появившиеся проблемы с кишечником, вызывающие (прошу прощения!) длительные запоры. И, как следствие, (снова извините!) неуправляемое выделение кишечных газиков.
А ещё бессонница ночью и сонливая заторможенность днём, забывчивость, неловкость, раздражительность, обидчивость... И вот в один «прекрасный» день старый человек понимает, что он уже:
1) не в состоянии контролировать некоторые физиологические функции своего организма;
2) не может обойтись без посторонней помощи;
3) он совсем один и ему некому помочь.
Особенно обидно с этим смириться, когда рассудок ещё не повреждён и голова пока ясно  работает. Что не скажешь о памяти, которая уже потихоньку начинает подводить. (Можно вдруг забыть, о чём говорили вчера вечером, но отлично помнить события 20-летней давности.)

В подобной ситуации оказалась и главная героиня романа Маргарет Лоренс «Каменный ангел».
Агари Шипли уже за 90, и она живёт в своём доме с 65-летним сыном Марвином и его женой Дорис. Её муж Брэмптон и младший сын Джон давно умерли. А она всё живёт.
Агарь угнетена мыслью, что становится обузой в семье сына. Но в то же время она панически боится перспективы оказаться в специализированном доме для престарелых. А эта перспектива с каждым днём становится для неё (к сожалению, в сложившейся дома ситуации) всё более вероятной.
«Каменный ангел» — тяжёлая и грустная книга. В которой глубоко пожилая женщина на протяжении всего действия вспоминает разные события своей долгой жизни.
Мы узнаём, что у Агари было немного радостей, но много жизненных испытаний.
К тому же с ней бесчеловечно обошёлся отец (богатый торговец), так и не приняв её выбор супруга и лишив поэтому наследства.
Муж Брэм, которого Агарь по-своему любила, тоже не принёс ей счастья. Более того, она стыдилась его неотёсанности и тяготилась его жизненной непрактичностью.
Она, по сути, всю жизнь была одинока.
«Я всегда, всегда хотела одного: жить и радоваться. Так почему же у меня ничего не вышло? Я знаю, знаю. Когда я все поняла? А может, я всегда знала — в глубине души, в самой дальней её пещере, о которой никто и не догадывался? Мне было чему порадоваться — мужу, детям, тому, что утром восходит солнце, тому, что я есть на этой земле, — но нет, я не давала этой радости хода, озабоченная соблюдением приличий, вот только кому, кому они были нужны? Была ли я хоть раз самой собой?
Гордыня определяла всю мою жизнь, она была моей пустыней, а демоном моим — страх. Я всегда была одинока, всегда, и совсем не знала свободы, ибо цепи свои носила с собой, и сковывали они не только меня, но и всех, к кому я прикасалась. Мужчины мои, что давно умерли! Сами ли или я вам помогла? Ничего теперь не исправить.»
Ещё более печален, хоть и предсказуем, конец книги. Агарь Шипли умирает в больнице от тяжёлой болезни. Но её последние дни хотя бы не были мучительны, так как в больнице она получила уход и обезболивающие лекарства.
Да, все мы смертны. С природой не поспоришь. А жизнь проходит слишком быстро. Но это наша жизнь. Какая бы она не была.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...