24 августа 2014 г.

О самооценке

«Я знаю, что я красива, хотя ноги у меня коротковаты, стопы великоваты, а бедра широковаты. Кроме того, у меня несколько подбородков, и вообще я слишком полна».
Элизабет Тейлор
Самооценка – понятие относительное.
Казалось бы, чтобы правильно (объективно) оценить самого себя, необходимо скрупулезно проанализировать свои личностные качества. Результат такой работы назовём, допустим, «Я-фото».
У каждого человека, естественно, есть представление об идеальной личности («Идеал»).
Теперь сопоставим «Я-фото» с «Идеалом».
Разумеется, полное совпадение нереально. Но чем больше (существеннее) мы видим отличий, тем ниже наша самооценка.
Отсюда следует, что наша самооценка определяется личным (субъективным) представлением об идеале.
А как формируется у человека понятие идеала?
Постепенно, с самого раннего возраста, сначала наши родители, потом школа, друзья и коллеги по работе и т.д. вносят свой вклад в нашу копилку жизненного опыта, который и вырисовывает портрет «Идеала».
Выходит, что понятие «Идеал» активно формирует среда нашего воспитания и общения с другими людьми.
И получается, что наша собственная самооценка – это и не «само-оценка» вовсе, а скорее «их-оценка».
Я думаю, что поэтому большинство из нас неуютно и напряжённо чувствуют себя среди «чужих» людей, в то время как «расцветают» в сообществе друзей или единомышленников.
Следовательно, успешный результат поиска «своих» людей – залог непременного повышения собственной самооценки.


© Из раннего (Немного солнца в холодной воде, 22.09.2011)


Поделиться в соц. сетях:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...